Javascript DHTML Drop Down Menu Powered by dhtml-menu-builder.com

муниципальное общеобразовательное автономное учреждение г.Оренбурга
"Лицей №7 "

 

Javascript DHTML Drop Down Menu Powered by dhtml-menu-builder.com

Категории

презентации к урокам

открытые уроки

обучающие и контролирующие программы

выступления на МО и конференциях

учебные проекты

урок-игра


Последние материалы

русский язык 6 классс. Демешко И.О.Общеупотребительные и необщеупотребительные слова

Урок в 7 классе по УМК Афанасьева О.В., Михеева И.В. для школ с углубленным изучением английского языка, гимназий и лицеев.

Урок в 4 «А» классе учителя английского языка МОАУ «Лицей № 7» г. Оренбурга Цветковой И. М.

городское методическое объединение учителей начальной школы

урок информатики Э.К.Байназарова


Архив материалов

2013-09

2013-04

2013-01

2012-12

2011-04

2010-11

2010-10

2010-09

2010-08

2010-07


Архив новостей

2018-05

2018-04

2018-03

2018-02

2018-01

2017-12

2017-11

2017-10

2017-09

2017-08

2017-07

2017-06

2017-05

2017-04

2017-03

2017-02

2017-01

2016-12

2016-11

2016-10

2016-09

2016-07

2016-04

2016-03

2016-02

2016-01

2015-12

2015-11

2015-10

2015-09

2015-04

2015-02

2015-01

2014-12

2014-11

2014-09

2014-08

2014-07

2014-06

2014-05

2014-04

2014-03

2014-02

2014-01

2013-12

2013-11

2013-10

2013-09

2013-08

2013-06

2013-05

2013-04

2013-03

2013-02

2013-01

2012-12

2012-11

2012-10

2012-09

2012-08

2012-05

2012-04

2012-03

2012-01

2011-12

2011-11

2011-10

2011-05

2011-04

2011-03

2010-11

2010-10

0000-00


Поиск материала по предмету

Поисковый запрос должен быть не менее 4-х символов



Открытый урок

автор:Демешко И.О.

дата:2013-09-23

класс:6 класс

скачать: текст урока
презентация

рейтинг:

Тема:"Общеупотребительные и необщеупотребительные слова"

ЦЕЛЬ УРОКА:
1) Обучающая: узнать новое о сферах употребления слов в нашей речи; научиться различать слова по сфере их употребления: общеупотребительные и слова ограниченного употребления
2) Развивающая: развивать умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно
3) Воспитательная:  воспитывать внимание к слову, повышать культуру речи, прививать любовь к русскому языку

Ход урока.

1.Орг. момент.
Учитель: Какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка? Как называются слова, имеющие одно ЛЗ? Несколько ЛЗ? Слова, противоположенные по значению? Близкие по ЛЗ?

Орфографическая задача: вставьте буквы-орфограммы, объясните правила их написания.(слайд №1)
Выб? ру                                  Л?ксикология
Во?зал
Ко?ьба                                   С?нонимы, ?нтонимы
Расст?лаю                             Лекц?я
Р?сточек
Крыж?вник                             Слаг?емое
Мя?кий                                    Предл?жение
Ц?фра
Учитель: Цель нашего урока – узнать новое о сферах употребления слов в нашей речи. О словах всем известных, понятных и о словах ограниченного употребления.
А какие из этих слова всем понятны? А как будут называться слова, которые не все понимают и употребляют?
(Возможные ответы учащихся: Те слова, которые все употребляют, общепонятны. Это общеупотребительные слова. А слова, которые не все употребляют и понимают – необщеупотребительные).
Учитель: Вы определили тему нашего урока, запишем её.
Общеупотребительные и необщеупотребительные слова (слайд №2)

Учитель: Что же это за слова? Ваши предположения?
Что мы хотим о них узнать?

2.Работа с текстом учебника. Чтение вслух

3.Закрепление
1)Выписать из текста необщеупотребительные слова.  (слайд №3)
Текст
Выплавка чугуна производится в огромных доменных печах.
Верхняя ее половина носит название шахты и заканчивается наверху отверстием – колошником. Самая широкая часть печи называется распаром, а нижняя часть – горном. Через специальные отверстия в горне (фурмы) в печь вдувается горячий воздух или кислород.  Шахта предназначена для подогрева шихты до температуры плавления.

Информация для учителя
ШАХТА    [shaft; mine] — вытянутая вверх раб. часть металлургич. шахт, печи, ...
КОЛОШНИК [top] - 1. Верх, часть шахтной печи (напр., доменной), куда загружают
рудные материалы, топливо.
РАСПАР [bosh parallel] — сред, (самого большого диам.) цилиндрич. часть раб. простр. домен, печи
ГОРН [hearth] -. Ниж. цилиндрич. (редко прямоугольная) часть раб. пр-ва шахтной плавильной печи, где происходит горение топлива и скапливается жидкий металл;
ШИХТА [burden; charge] — смесь материалов, загруж. в металлургии, печь
Домна - ДО'МНА, ы, р. мн. домен, ж. (тех). Большая металлургическая, вертикально расположенная печь для выплавки чугуна из руды; то же, что доменная печь.

Учитель: Почему пришлось переводить с русского на русский?
Люди какой профессии используют данные слова?
Догадайтесь, как же называются слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии? Слова необщеупотребительные, ограниченной сферы употребления?
Вывод: Слова, связанные с особенностью работы людей той или иной специальности, профессии, называются профессиональными (специальными)

Профессионализмы. (слайд №4)
Дополнительная информация: Из истории слов
ПРОФЕССИЯ. Заимств. в XIX в. из франц. яз., где profession < лат. professio, суф. производного от profit?ri «говорить публично». Профессия буквально — «(официальное) объявление (о своей специальности)» > «официальное указание своего занятия».

Учитель. О пометах в словарях. Профессиональные слова разъясняются в особых словарях-справочниках. Наиболее употребительные профессиональные слова даются в толковых словарях с пометой спец.,что означает специальное.  

2)Выписать из предложений необщеупотребительные слова и соответствующие им общеупотребительные из слов для справок:

  1. Надел   тут   Федюня  пимишки…
  2. Глядит  -  пустоплесье  какое-то, а кругом лес густой.
  3. Садись-ко лучше за стол. Испеклась у меня чирла-то.
  4. На голбчике у печки девчоночка сидит.

( Из  уральских сказов  П. Бажова.  )    (слайд №5)

Слова для справок: открытое место среди леса, валенки, пристройка-лежанка  у печи, яичница-глазунья
Информация для учителя
Добавление частицы «то» к окончаниям существительных и прилагательных – особенность уральских говоров,  так называемое уральское «токанье».

Учитель: Как же называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности, т.е. слова ограниченные в сфере употребления, необщеупотребительные?
Вывод: Диалектизмы, диалектные слова – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

Диалект (слайд №6)
Дополнительная информация: Из истории слов
Диалект (от греч. dialektos – разговор, говор, наречие) – разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными тесной территориальной, социальной или профессиональной общностью.
Учитель. О пометах в словарях. Некоторые наиболее употребительные диалектные слова включаются в толковые словари с пометой обл., областное. Существуют специальные диалектные словари. Много диалектных слов в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.

3)УПР.62. Работа с толковым словарем учебника. Выписать 2-3 диалектных слова, а рядом – соответствующее им общеупотребительное.

4)Творческое задание.

Задание: записать 3 предложения со словами, прозвучавшими на уроке (с общеупотребительным, диалектным,с профессиональным словом).

5) ОБОБЩЕНИЕ.
-С какими словами мы сегодня с вами познакомились?
-Какие слова называются общеупотребительными, диалектными?
-Какой пометой обозначаются эти слова в толковом словаре?

6) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
-УПР.64. Подготовить рассказ о В.И. Дале(инд-но).
-Спросите своих родителей об их профессии, соберите профессионализмы к этой профессии.
-Подберите профессионализмы к вашей будущей профессии.

Оцените урок: 1 2 3 4 5

Комментарии к уроку :

комментарий добавил(а): омтель
дата: 2014-01-20

не сказано самое главное, что же такое общеупотребительные слова и др...


комментарий добавил(а): тк
дата: 2014-01-20

кунорттрок


комментарий добавил(а): Татьяна
дата: 2014-09-19

Почему не сказано? Есть работа с учебником. А в учебнике есть определение общеупотребительных слов.


комментарий добавил(а): катя
дата: 2014-09-24

шгол


комментарий добавил(а): ррррр
дата: 2014-09-28

рвсвоп


комментарий добавил(а): лиза
дата: 2014-10-02

дрянь какаята. как я урок прроведу по этой дряни


комментарий добавил(а): л
дата: 2016-10-04

О


комментарий добавил(а): макка
дата: 2016-10-04

конкретно не сказано что такое общеупотребительные и необщеупотребительные слова


комментарий добавил(а): аливияZ
дата: 2017-10-02

эмм.....


Добавить комментарии:

Введите сумму чисел с картинки:

;

e-mail: 27@orenschool.ru ©Лицей7