Javascript DHTML Drop Down Menu Powered by dhtml-menu-builder.com

муниципальное общеобразовательное автономное учреждение г.Оренбурга
"Лицей №7 "

 

Javascript DHTML Drop Down Menu Powered by dhtml-menu-builder.com

сведения об ОУ:
блок школьного Всезнайки

гос_услуги


Траектория Успеха - Образовательная Интернет сеть

наши партнеры

гимназия №3

гимназия №4

гимназия №5

гимназия №7

гимназия №2

лицей №1

лицей №4

лицей№5

лицей №6

школа №76

школа №51

школа №32

школьный комплект

Психологические особенности воспитания младших школьников

К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же ситуации.

Школа становится центром его жизни, а учитель-одной из ключевых фигур, во многом заменяющей родителей. Именно от учителя во многом зависит эмоциональное самочувствие ребенка. Оценка учителя является для него главным мотивом и мерилом его усилий, стремлений к успеху.

Самооценка младшего школьника конкретна, ситуативна, имеет тенденцию к переоценке достигнутых результатов и возможностей и во многом зависит от оценок учителя.

Преобладание в учебной деятельности у отстающих неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками учителя, ведет к нарастанию у школьников неуверенности в себе и чувства неполноценности.

Справедливая и обоснованная оценка учителя, данная ученику, имеет значение для формирования позитивного отношения к нему одноклассников.

Однако есть учащиеся, у которых даже под влиянием педагогических ошибок не формируется отклонений в поведении. Существует термин «школьная фобия», что подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы (нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки).

Страхи у младших школьников «не успеть», «опоздать» и будут отражением гипретрофированного чувства вины из-за возможного совершения осуждаемых взрослыми, прежде всего родителями, неправильных действий.

А.Л. Венгером выделены 5 основных типов неблагоприятного развития младших школьников:

1. «Хроническая неуспешность». Нарушения деятельности ведут к неуспеху, который порождает тревогу. Тревога дезорганизует деятельность ребенка и способствует закреплению неудач. Наиболее распространенные причины «хронической неуспешности» недостаточная готовность ребенка к школе; негативная Я-концепция ребенка как следствие семейного воспитания; ошибочные действия педагога; неадекватная реакция родителей на естественные затруднения ребенка при освоении учебной деятельности.

2. «Уход от деятельности». Ребенок погружен в собственный фантастический мир, уходит в свою жизнь, мало связанную с задачами, стоящими прерд учеником начальной школы. Причины: повышенная потребность во внимании, которая не удовлетворяется; инфантилизмкак проявление незрелости; богатое воображение, которое не находит своего выражения в учебе.

3. «Негативистская демонстративность». Ребенок нарушает правила поведения, стремясь получить внимание. Наказанием для него является лишение внимания. Причины: акцентуации характера, повышенная потребность во внимании со стороны окружающих.

4. «Вербализм». Дети, развивающиеся по этому типу, отличаются высоким уровнем развития речи, но задержкой в развитии мышления. Проявляется в демонстративности, связанной с ориентацией на достижения, и в инфантильности мотивов общения. Причины: «вербализм. Сочетается с повышенной самооценкой ребенка и с переоценкой способностей ребенка родителями».

5. «Интеллектуализм». Этот тип развития связан с особенностями познавательных процессов. Хорошо развито логическое мышление, хуже развита речь, и слабо развито образное мышление. Причина: недооценка родителями значимости собственно детских видов деятельности.

Можно выделить следующие причины наиболее частых обращений к психологу со стороны родителей и педагогов:

1.случаи, группирующиеся вокруг тревожащих взрослых индивидуальных особенностей ребенка:

медлительный, неорганизованный, упрямый, неуправляемый, неккомуникабельный, эгоист, драчливив, агрессивен, плаксивый, неуверенный в себе.

2.случаи, группирующиеся вокруг особенностей межличностных отношений со сверстниками: необщительный, замкнутый, нет друзей, не умеет себя вести с другими детьми, плохие отношения с братом (сестрой), и т. д.

Определенные отклонения в физическом и психическом развитии младшего школьника могут наблюдаться в тех случаях, когда процесс воспитания происходит в условиях неполных, приемных и асоциальных семей, а также в учреждениях интернатного типа.

У детей, лишенных родительского попечительства, могут наблюдаться задержки в умственном и психическом развитии, нарушения половой идентификации, склонность к наркотизации и алкоголизации, раннее формирование криминогенности.

Дети из неблагополучных семей начинают заниматься бродяжничеством, осваивают чердаки и подвалы.

Отрицательное влияние на развитие личности младшего школьника оказывает влияние современной квазикультуры: мыльных опер, мультсериалов, боевиков, триллеров, комиксов.

Большое количество детей находится в зависимости от просторечия, диалектов, жаргонов, т.е. малокультурной речи.

e-mail: 27@orenschool.ru ©Лицей7