Javascript DHTML Drop Down Menu Powered by dhtml-menu-builder.com

муниципальное общеобразовательное автономное учреждение г.Оренбурга
"Лицей №7 "

 

для слабовидящих
нажать одновременно клавиши "CTRL" и "+"

Javascript DHTML Drop Down Menu Powered by dhtml-menu-builder.com

сведения об ОУ:
блок школьного Всезнайки

гос_услуги


Траектория Успеха - Образовательная Интернет сеть

наши партнеры

гимназия №3

гимназия №4

гимназия №5

гимназия №7

гимназия №2

лицей №1

лицей №4

лицей№5

лицей №6

школа №76

школа №51

школа №32

школьный комплект

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ В МОАУ «ЛИЦЕЙ №7»

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы лицея , основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармоничное развитие личности ребенка.
Актуальность

Сегодня обществом уже признается, что воспитательная компонента деятельности школы должна являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации.
Под воспитанием в общеобразовательной организации понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
После вступления в силу основных положений закона «Об образовании в Российской Федерации», Минобрнауки РФ разработало ряд нормативных документов, которые вступили в силу с 1 сентября 2013 г. Одним из таких документов является «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается уже как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях. Однако в  стандартах образования отсутствуют соответствующие четкие положения, определяющие качество образования через качество воспитания.
Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряженность; межнациональные распри; экономическая нестабильность; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности. Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни. Перестала выполнять свои воспитательные функции семья – основной социальный институт. Некоторые семьи оказались за чертой бедности. Во многих – недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми.
За последние годы снижена и воспитательная функция школы, образовался  некий разрыв между процессом обучения и воспитания, что не способствует  целостности педагогического процесса. Повышение роли школы в деле воспитания лишь декларируется в концептуальных и нормативных документах, не находя практической реализации в работе общеобразовательных учреждений. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему  живому, охрана культуры своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.
Таким образом, школа испытывает потребность в преодолении разрыва между процессом обучения и воспитания, в обеспечении целостности педагогического процесса.
Нравственное воспитание является наиболее важной, сложной и трудно осуществляемой частью образования.
Принимая во внимание выше изложенное, педагогический коллектив МОАУ «Лицей №7»считает, что решить сверхсложные задачи образования детей в современном обществе можно только в условиях приоритетной воспитательной деятельности школы, которая находит свое отражение в различных сферах жизнедеятельности ребенка: «здоровье», «общение», «труд», «познание», «игра». Для этого необходимо создание возможности для погружения учащихся в каждую из этих сфер.

Воспитательная система, представляя собой сложное социально-педагогическое явление, выступает как целостная упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов:

  • педагогическое целеполагание: совокупность идей, ценностей, мотивов и установок;
  • системообразующая деятельность: воспитательная работа (принципы, содержание, педагогические технологии, особенности взаимодействия со средой);
  • субъекты деятельности: общность педагогического и ученического коллективов, заинтересованных родителей, лиц и организаций, сотрудничающих со школой;
  • отношения: механизмы взаимодействия школьной воспитательной системы с социумом;
  • управление: обеспечение интеграции компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

 

Цели и задачи программы

Воспитательная система лицея строится всеми участниками  образовательного процесса: педагогами, учащимися, родителями. В процессе их взаимодействия сформированы цели и задачи, определены пути их реализации, организована деятельность.
Цель: создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях, укрепление и развитие воспитательного потенциала  лицея на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.
Задачи:
1. Содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.
2. Формирование у учащихся гуманистических, социально-значимых ценностей и ответственного гражданского поведения.
3. Организация воспитательного пространства через ученическое самоуправление, где учащиеся развивают свои способности и склонности.
4. Создание условий для участия семей в воспитательном процессе.
5. Изучение различных моделей воспитательной системы и отработка новых форм и методов воспитательной работы.

Основания для разработки Программы

  • Конституция Российской Федерации;
  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р; 
  • Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года; Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.;
  •  Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;
  • Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36).
  • Целевые группы Программы

 

Приоритетными целевыми группами реализации Программы являются: обучающиеся МОАУ «Лицей №7» г. Оренбурга, их родители, педагогические работники.

Основные принципы реализации Программы и подходы к воспитанию

Воспитательная система лицея охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. При этом целенаправленному развитию личности в воспитательной системе  лицея способствует соблюдение ряда общечеловеческих принципов и педагогических подходов воспитания, которые являются основанием образования и организации всей жизнедеятельности учащихся:

  • принцип природосообразности: принимать ребенка таким, каков он есть. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими вопросами развития человека и природы;
  • принцип культуросообразности: воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и учитывать ценности и нормы конкретных национальных и региональных культур;
  • принцип сотрудничества: взаимодействие учителя и учащихся в продвижении детей к определенным целям;
  • системно-структурный подход означает знание и использование в системе, в тесной взаимосвязи структурных элементов воспитательного процесса – от цели до конечного результата;
  • комплексный подход включает объединение усилий всех воспитательных институтов для успешного решения воспитательных целей и задач;
  • организационно-деятельностный подход предполагает такую организацию деятельности коллектива и личности, когда каждый школьник проявляет активность, инициативу, творчество, стремится к самовыражению;
  • отношенческий подход: формирование социально ценностных отношений воспитуемых к различным сторонам действительности: обществу, людям, труду, природе, культуре, науке, себе;
  • личностно-ориентированный подход: признание ребенка высшей ценностью воспитания, его активным субъектом; ценностная ориентация педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал, обеспечение деятельности, реализующей личность ребенка;
  • принцип свободы предоставляет участникам образовательного процесса реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирует чувство ответственности за ее результаты;
  • принцип гуманитаризации способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей, сохранению естественной природы человека, экологичному влиянию школы на личность ученика, программирует внутреннюю уверенность, толерантность, удовлетворенность своей жизнью;
  • принцип целостного образования основывается на единстве развития, воспитания, обучения в образовательном процессе, педагогической деятельности; эффективном использовании новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление учащимися нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта; развитии творческо-исследовательской деятельности учащихся на уроке и реализации полученных знаний, умений, навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время;
  • принцип психолого-педагогической поддержки помогает участникам образовательного процесса, при квалифицированной помощи психологов, создавать обстановку психологической комфортности, обогащаться теоретическими представлениями о физическом и психическом здоровье человека, адаптироваться в сложных условиях.
  • возрастной подход: учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

Наше педагогическое кредо: природосообразная, экологичная и разумно – инновационная школа, базирующаяся на приоритетах педагогики сотрудничества, сохраняющая свою высокую миссию как хранительницы духовности, культуры, патриотизма, нравственности, активной жизненной позиции, предоставляющая своим ученикам равные возможности в образовании, которые они могут реализовать на разных уровнях и разными путями, в соответствии со своим личным выбором.

Сроки и этапы реализации Программы

1 этап: 2013-2015 годы.
Подготовка проектов нормативно-правовых актов и разработка механизмов взаимодействия для реализации Программы. Теоретическая и практическая подготовка кадров через систему педагогических чтений, практических семинаров. Совершенствование целевых воспитательных программ. Установление связи между элементами педагогической системы: информационный обмен, организационно-деятельностные, коммуникативные, связи управления и самоуправления. Издательская деятельность, направленная на популяризацию Программы. Проведение форумов, конференций, семинаров, конкурсов, олимпиад и иных массовых мероприятий, организация работы летнего лагеря.

2 этап: 2016-2018 годы.
Создание учебно-воспитательного комплекса и воспитательной системы в школе. Разработка и проведение проектов по реализации Программы. Разработка методических рекомендаций, требований к повышению квалификаций педагогов системы общего и дополнительного образования. Предоставление широких возможностей и право выбора учащимися форм и направлений учебно-воспитательной деятельности. Нахождение оптимальных вариантов и моделей построения воспитательных систем классов на основе личностно-ориентированного подхода с учетом задач гражданского воспитания школьников. Превращение школы в социальную общность, реализующую природосообразно-гуманистические черты.

  • этап: 2019-2020 годы.

Информационно-аналитическая деятельность.  Мониторинг эффективности Программы.

 

 

Основные направления реализации Программы

Нормативно-правовое - разработка нормативной базы, определяющей механизмы реализации Программы с учетом  специфики школы и в соответствии с государственной политикой в области образования.
Организационно-управленческое- организация взаимодействия с общеобразовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования города, обеспечение занятости обучающихся через реализацию образовательных, физкультурно-спортивных, культурно - досуговых и других программ; проведение школьных мероприятий  и мониторинг воспитательной деятельности.
Кадровое - повышение квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников школы; обобщение педагогического опыта на школьном, муниципальном и региональном уровне;
Информационное - организация информационной поддержки мероприятий Программы через Сайт лицея, СМИ, Интернет-сайты, Интернет - конференции, вебинары, форумы и др.).
Мониторинговое -  организация и проведение мониторинга и экспертизы эффективности реализации комплекса мер по реализации Программы.
Финансовое– организация финансовой поддержки реализации Программы.
Материально-техническое - обеспечение оснащения, необходимого для развития воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования.

Содержание Программы

Программа мероприятий по развитию воспитательной компоненты в МОАУ «Лицей №7» содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности, основывающейся на традиционных и инновационных подходах, педагогических системах и технологиях.
В Программу включены мероприятия по разработке механизма и принципов мониторинга эффективности реализации воспитательных программ (проектов) и проведения анализа воспитательной компоненты учебно-воспитательных комплексов и программ, изучения и обобщения передового опыта воспитательной деятельности.
Программой предусмотрены мероприятия по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров, владеющих современными технологиями воспитания, по обеспечению педагогов методическим сопровождением, набором средств для практической реализации воспитательных задач и углубленными знаниями психологии.
Программой предусмотрены мероприятия, направленные на повышение уровня компетентности родительской общественности в вопросах воспитания и взаимодействия со школой  в организации и проведении воспитательной деятельности (например, в рамках родительских комитетов и советов родительской общественности, управляющих советов).
Программой предусмотрены мероприятия информационно-просветительской направленности, нацеленные на привлечение внимания к вопросам воспитательной деятельности среди учащихся.
Программой определены деятельностные компоненты воспитательной системы школы, основные направления в развитии воспитательной компоненты, функция управления воспитательным процессом.

Деятельностными компонентами воспитательной системы лицея являются:

  • воспитывающая среда;
  • учебная деятельность;
  • внеклассная работа;
  • система дополнительного образования.

Воспитывающая
среда:

- оформление
интерьера учебных
кабинетов и рекреаций;
- психологическая атмосфера;
- социум;
- семья

Эстетическое оформление  пространства лицея влияет на психическое состояние школьников, содействует
психологическому комфорту.
Семья закладывает нравственные и духовные начала
личности, первые понятия об отношениях в обществе.
Сотрудничество со всеми заинтересованными
организациями и учреждениями, расширение функций
Управляющего совета школы.

Учебная
деятельность:

-воспитание на уроке;
- организация
предметных недель

Учебный процесс несет большой воспитательный заряд.
Воспитание в процессе обучения включает в себя
следующие компоненты:
- формирование у школьников основ мировоззрения и естественно-научной картины мира;
-использование воспитательных этических моментов,
включенных в содержание учебных предметов;
- учитель, как пример и образец отношения к своим
обязанностям, культуры внутренней и внешней, умеющий организовать свой труд и труд детей, как пример выдержки, такта и выполнения этических норм.

Внеклассная
работа:

- воспитательная работа в лицее;
- система работы классного
руководителя;
- классные коллективы;
- деятельность ученического
самоуправления;
- традиции

Исходя из цели и задач, воспитательная работа
предоставляет учащимся возможность выбора различных видов деятельности, соответствующих личным потребностям: интеллектуальная, познавательная, трудовая, творческая, спортивно-оздоровительная, художественная.
В системе работы классного руководителя выделяют
следующие направления:
-непосредственное воздействие на ученика (изучение индивидуальных способностей, интересов, окружения, развития);
-создание воспитывающей среды (сплочение коллектива, развитие самоуправления, включение в разные виды деятельности, формирование благоприятной эмоциональной атмосферы);
- коррекция влияния различных субъектов социальных отношений ребенка (помощь семье, взаимодействие с педколлективом, коррекция воздействия СМИ, нейтрализация негативных воздействий социума, взаимодействие с др. образовательными учреждениями).
Ядром воспитательной системы и главным ее субъектом является общешкольный коллектив. Школьная среда рассматривается как совокупность межличностных отношений и норм поведения.
Развитие классного коллектива прежде всего предполагает включенность в  воспитательную систему каждого класса. Цели, реализуемые в классе, его деятельность, характер отношений, требования к классной среде гармонично сочетаются с педагогическими характеристиками всей школьной системы. Класс является первичным коллективом в структуре общешкольного коллектива и при этом сохраняет свою индивидуальность.
Общие цели школы конкретизируются в целях класса.
Система строится таким образом, чтобы каждый класс не мог не участвовать в жизни общешкольного коллектива. При этом классу предлагается определенный набор видов деятельности, но не диктуется их содержание и форма.
Школьное ученическое самоуправление позволяет
успешно осуществлять участие в жизнедеятельности школы каждого классного коллектива. Развитие самоуправления является одной из самых актуальных задач воспитательной системы.
Участие школьников в управлении делами школы
рассматривается, как способ обучения детей демократии, подготовки их к жизни в современном обществе.
Большое значение имеет сохранение, поиск, создание и отработка традиций школы: спортивных, праздничных, связанных с началом и окончанием учебного года.

Дополнительное
образование:

-Интеграция основного и дополнительного образования,
организация
работы творческих центров по различным
направленностям

Сеть творческих объединений дополнительного образования – важная составная часть воспитательной системы. Дополнительное образование осуществляет целостное воздействие на детский коллектив и личность школьника, на его рациональную и эмоциональную сферы, оказывает
воздействие на жизненные установки, изменяет поведение ребенка, дает уверенность в себе. В рамках данного направления установлены тесные контакты с учреждениями дополнительного образования города.

Основные направления в развитии воспитательной компоненты

Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» от 4 февраля 2010 года, федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена основная цель отечественного образования и приоритетная задача общества и государства - это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Воспитательная компонента в деятельности  нашего лицея направлена на формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д. Программа содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности лицея, основывающейся как на традиционных, так  и на инновационных подходах, педагогических системах и технологиях.
Программой «СОШ» определены следующие основные направления воспитательного процесса:

  1. развитие воспитательной компоненты через реализацию федеральных государственных стандартов;
  2. интеллектуальное воспитание;
  3. формирование гражданско-правового и патриотического сознания  обучающихся;
  4. формирование духовно-нравственных качеств, развитие  этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности;
  5. воспитание экологической культуры;
  6. пропаганда семейных ценностей;
  7. здоровьесберегающее воспитание;
  8. профессионально-трудовое воспитание;
  9. социокультурное и медиакультурное воспитание;
  10. культуротворческое и эстетическое воспитание;
  11. правовое воспитание и культура безопасности;
  12. формирование коммуникативной культуры.

1. Развитие воспитательной компоненты через реализацию федеральных государственных стандартов
Включение воспитательного компонента в ФГОС второго поколения позволяет актуализировать задачи формирования у школьников гуманистических ценностей, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Этому процессу  способствует и введение в учебные планы школы часов внеурочной деятельности, цель которой  - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.  Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом  обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Внеурочная деятельность  опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики.  В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление  личности ребенка.

 

2. . Интеллектуальное воспитание
Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Особенно важным является формирование у обучающихся отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни. Организуется проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, максимально используются возможности школьного научного общества и других сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков.
Основными задачами являются:

  • формирование навыков научно-интеллектуального труда;
  • развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
  • формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
  • овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся и метапредметными умениями.

В рамках этого направления разрабатываются и реализуются программы и проекты, направленные на повышение познавательной активности обучающихся, на формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда, формирование представлений об ответственности за результаты научных открытий (например, в рамках научно-исторических центров и клубов для детей и юношества, дискуссионных клубов и т.п.). Используются возможности интеллектуальной деятельности и интеллектуального развития личности в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.
Большие возможности интеллектуального воспитания заложены в содержании программ внеурочной деятельности:  «Я-исследователь»,  «Умники и умницы»,  программы  элективных курсов по предметам, программе «Одаренные дети».
Формы деятельности:  участие в муниципальных, региональных, федеральных олимпиадах, конференциях, конкурсах, защита проектов и их демонстрация.

 

3.Формирование гражданско-правового и патриотического сознания 
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

  • формирование гражданской культуры: правовых и политических знаний;
  • формирование патриотического сознания; воспитание любви к своей родине, освоение духовного наследия народа – традиционной народной культуры;
  • воспитание толерантности;
  • формирование ответственного отношения к окружающей среде, основывающееся на экологическое сознание;
  • формирование позитивных жизненных установок  и ценностных ориентаций у детей и подростков.

С целью создания условий для формирования у подрастающего поколения чувства российского патриотизма и гражданственности в школе реализуется Программа патриотического воспитания, Программа воспитания и социализации учащихся на 2012-2015 гг.
Формирование правовых знаний, политической грамотности, законопослушания и ответственности за правонарушение осуществляется через:

  • профилактическую работу;
  • взаимодействие лицея со службами, работающими с молодежью и составляющими систему профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди учащихся;
  • организацию нормативно-правового, научно-методического, информационного сопровождения процесса воспитания;
  • социально-психологическую деятельность (реализация программы работы с детьми группы «риска»);
  • работу с семьей (вооружение родителей психолого-педагогическими и правовыми знаниями, ликвидация отчуждения школы от семьи).

 Мероприятия, проводимые в рамках этой программы, реализуются на практике и становятся традиционными.
Патриотическое воспитание и воспитание толерантности осуществляется через изучение культуры народов Оренбуржья, приобщения к опыту народного миропонимания, краеведение, знакомство с разнообразными культурами, расширение и углубление этих знаний.
Нравственное воспитание рассматривается как формирование моральных отношений: к политике нашего государства, к родине, другим странам и народам; к людям; к себе; к труду на общее и личное благо; заботы о сохранении и умножении общественного достояния.
Соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганда идей его оптимизации, активная деятельность по изучению и охране природы своей местности, расширение и углубление экологических знаний – основа экологического воспитания.
Все направления гражданского воспитания осуществляются через урочную и внеурочную деятельность, а также систему разнообразных форм организации внеклассной деятельности учащихся.
Формы деятельности: урок, общешкольные и классные мероприятия, военно-спортивные соревнования, смотры строя и песни, конкурсные программы, посещения музеев и библиотек, конкурсы чтецов, рисунков, сочинений, стенгазет, оформление стендов, митинги, классные часы, встречи с ветеранами ВОВ и участниками локальных войн, конкурс социальных проектов, организация праздников народного календаря; народные игры; изучение народных ремесел на уроках технологии и изобразительного искусства, и занятиях кружков, экскурсии в природу, конкурсы поделок; научно-практические конференции, экскурсии в библиотеки, музеи, посещение выставок.

3. Формирование духовно-нравственных качеств, развитие  этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности
Цель направления - обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. В основу работы по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Основными задачами являются:

  • формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у обучающихся гражданской идентичности;
  • воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России;
  • приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы;
  • сохранение базовых национальных ценностей российского общества;
  • последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование основы культуры межэтнического общения;

Решение этих задач достигается путем включения школьников в следующие виды деятельности общественную, патриотическую, учебную, трудовую, экологическую деятельность Воспитательная работа по формированию нравственности учащихся представляет формирование следующих моральных отношений:

  • к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;
  • к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда; забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;
  • к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;
  • к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства, принципиальность, сохранение своего здоровья.

Нравственное воспитание в процессе обучения включает в себя:

  • использование воспитательных этических моментов, включенных в содержание учебных предметов;
  • учитель, как пример и образец отношения к своим обязанностям, культуры внутренней и внешней, умеющий организовать свой труд и труд детей, как пример выдержки, такта и выполнения этических норм.

Используемые формы деятельности: урок, внеклассные занятия, беседы, диспуты, круглый стол, посещение учреждений культуры,  библиотек, музеев, встречи со специалистами учреждений здравоохранения, Центра медицинской профилактики, акции милосердия «Радужная Неделя Добра»( помощь ветеранам и пожилым людям, сбор вещей для Красного Креста, воспитанников детских домов).

 

 

4. Воспитание экологической культуры

Стратегические цели экологического здоровьесберегающего  образования  лицея определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения  качества окружающей среды; здоровья и экологической безопасности граждан страны; международными рекомендациями в области образования в интересах устойчивого развития как генеральной гуманитарной стратегии XXI в., направленной  на выживание человечества и предотвращение глобальной экологической катастрофы.
Экологическая здоровьесберегающая деятельность лицея способствовует формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.
Основными задачами являются:

  • присвоение обучающимися эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;
  • формирование умений придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
  • осознание школьниками взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;
  • овладение нормами экологического поведе­ния, обеспечивающего со­хранение на земле человека и природы, их взаимодействия.

Решение этих задач достигается путем включения школьников в локальные экологически целесообразные виды деятельности, направленных на формирование готовности занять активную экологически целесообраз­ную позицию в конкретной ситуации. Приятие обучающимися принципов ненасилия, на­правленных на установление гумани­стического типа отношений между людьми, идеи общности, гармонии индивида со Вселенной и человечест­вом, основанной на экологии природы и человека,  овладение ценностными ориентациями на уровне целостной экологической картины мира, формирование плане­тарного мышления способствуют формированию знаний основных стратегий поведения человека в природе.

Формируемые ценности:  гражданское общество, этнокультурная и общероссийская идентичность; устойчивое развитие страны; экологическая этика; здоровье как личная и общественная категория; социальное партнёрство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; экологическая культура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны; эколого-культурные традиции многонационального народа России. Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации учебно-проектного типа.
Формы деятельности: урок, общешкольные и классные мероприятия, конкурсные программы, посещение музеев и библиотек,  экологические акции, оформление стендов, митинги, классные часы, встречи со специалистами городского и областного  экологических центров, сотрудниками Оренбургского заповедника,  экскурсии в природу, научно-практические конференции.

5. Пропаганда семейных ценностей

Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, школой и семьей в целом. Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру.
Программа «Семья» нацелена на обеспечение взаимодействия школы и родительской общественности в воспитании учащихся.

Программа осуществляется в следующих направлениях работы:

  • ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
  • психолого-педагогическое просвещение: родительский всеобуч, родительское собрание ,осуществляемое классным руководителем на основе задач воспитания, изучения учащихся и классного коллектива, содержания и методики воспитательного процесса;
  • вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность: участие во всех формах внеурочной деятельности, организуемой в классе; участие родителей в подготовке общешкольных традиционных форм работы; участие в профориентационной  работе школы: встречи с учащимися, экскурсии на предприятия; участие в работе классных и школьного родительского комитетов,  «Союза родителей», Наблюдательного совета, оказание  помощи в реализации различных классных и школьных дел;
  • корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся: оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий детей (одаренных); оказание психолого-педагогической помощи родителям в решении трудных проблем семейного воспитания; индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся;
  • взаимодействие с общественными организациями родителей: организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей;
  • аналитическая деятельность: проведение мониторинга с использованием различного диагностического материала.

В школе организованы родительские комитеты классов с целью содействия в работе педагогического коллектива школы по совершенствованию образовательно-воспитательного процесса; оказания помощи учреждению в проведении оздоровительных и развивающих мероприятий; содействию в укреплении материально-технической базы школы.
Наряду с родительскими комитетами осуществляет свою деятельность «Союз родителей», в состав которого входят родители учащихся1-11классов.
Используемые формы деятельности: беседы, встречи, родительские собрания, «День открытых дверей», «Веселые старты», программа «День матери»,  дежурство на мероприятиях в вечернее время, благоустройство классных кабинетов и территории лицея

 

6. Здоровьесберегающее воспитание

С целью формирования у школьников ценности здоровья и здорового образа жизни в школе реализуется Программа «Здоровь»», являющаяся  основой для дальнейшего совершенствования механизма педагогического сопровождения деятельности по формированию культуры здоровья у учащихся, профилактике негативных явлений среди детей и подростков, включает в себя важнейшие механизмы по реализации государственной политики в воспитании здорового поколения.

Основными задачами являются:

  • формирование позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций у детей и подростков;
  • формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
  • пропаганда здорового образа жизни.

 

В качестве приоритетных выделяются следующие направления:

  • организация механизма взаимодействия  лицея с учреждениями здравоохранения: детской поликлиникой, городской стоматологической поликлиникой,областным наркодиспансером, СПИД- центром, Центром медицинской профилактики,  городским центром психологической помощи
  • организация взаимодействия школы с семьей: формирование культуры здоровья родителей средствами информационного воздействия и вовлечения в совместную работу через выявление запросов и степени удовлетворенности родителей деятельностью лицея, организацию психолого-педагогического просвещения; организацию психологического консультирования, привлечение родителей к совместным мероприятиям.
  • организация деятельности с учащимися:(изучение рейтинга ценности здоровья; пропаганда здорового образа жизни; привлечение учащихся к оздоровительным мероприятиям; просвещение в вопросах медицины и ведения здорового образа жизни; популяризация спорта и мотивации учащихся к ЗОЖ через деятельность ученического самоуправления; формирование социально-психологического климата в школьном коллективе.

Программа призвана решать проблемы сохранения здоровья ученика, позволяет детям сделать правильный выбор и проанализировать влияние вредных привычек, происходит формирование у школьников социально ответственное отношение к своему здоровью как одной из самых значимых жизненных ценностей.

Основные формы деятельности:  урок,  работа спортивных секций, спортивные  мероприятия, походы, прогулки на свежем воздухе воспитанников ГПД и первоклассников, Дни Здоровья, динамические паузы, физминутки, классные часы, беседы, встречи с медицинскими  работниками, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, подвижные игры, посещения библиотек, тренинги, проводимые работниками учреждений здравоохранения, библиотеки, музеев,  городские спортивные мероприятия, ежегодные профилактические медосмотры учащихся, работа медицинского и стоматологического кабинетов на базе лицея, организация оздоровительных мероприятий в санатории-профилактории «Озон» воспитанников пришкольного лагеря «Солнышко» во время каникул

 

 

7. Профессионально-трудовое воспитание
Профориентационная работа в лицее строится на:

  • трудовом воспитании; профессиональном просвещении – ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, потребностями страны и региона и т.д.;
  • предварительной профессиональной диагностике – выявление профессионально-значимых свойств; профессиональной консультации;
  • организации работы педагогических работников лицея по профессиональной ориентации школьников;
  • оказании помощи учащимся в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях;
  • воспитании психологической и практической готовности учащихся к труду.

Развитию трудовых навыков подчинена работа дополнительного образования, уроки технологии, месячники по благоустройству, организация работы на пришкольном участке, организация трудовых бригад. Трудовая деятельность и трудовое воспитание сочетаются с профориентационной работой, главные направления которой:

  • предоставление максимума информации о профессиях, специальностях, необходимых в регионе;
  • вооружение информацией о порядке и условиях поступления в учебные заведения;
  • помощь учащимся в выборе профессии на уровне социально-психологической консультации;

Реализуюся программы предпрофильной подготовки  «Делопроизводство как часть управления», «Твоя будущая профессия»
Формы деятельности: урок, классные часы, субботники и месячники по благоустройству и озеленению, экскурсии на предприятия  города, встречи с людьми разных профессий, Дни открытых дверей в ВУЗах и средних профессиональных учебных заведениях, консультации, тестирование, тренинги, работа с Центром занятости, библиотечные часы.

 

8. Активизация участия общественности в процессе воспитания подрастающего поколения

Необходимость вовлечения общественности в процесс воспитания подрастающего поколения продиктован требованиями времени. Воспитание требует консолидации усилий современного общества. Взаимодействие с общественными организациями  в целях реализации  Программы мероприятий по развитию воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях будет способствовать формированию позитивного отношения общества к процессу воспитания в целом, обновлению форм воспитательной деятельности, переходу к открытым демократическим моделям воспитания и гуманистическим воспитательным системам, повышению статуса педагогов, занимающихся воспитательной работой, а также образовательных организаций, успешно реализующих программы воспитательной работы.
9. Научное, методическое и информационное сопровождение воспитательной работы

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников определяет важнейшей целью отечественного образования и приоритетной задачей общества и государства воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Для воспитания человека, обладающего такими качествами, в современных условиях необходима интеграция потенциальных возможностей всех субъектов воспитательного процесса.
Научное и методическое сопровождение воспитательной работы является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Мероприятия данного направления способствуют развитию и совершенствованию форм и методов воспитания; обобщению результатов учебно-методических разработок; должны включать издание методической литературы с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; мониторинг эффективности реализации программ воспитания по всем уровням образования.

 

 

11. Социокультурное и медиакультурное воспитание

Цель направления - активизация внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на всех ступенях общего образования, в формировании социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
В основу работы по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Основными задачами являются:

  • формирование психологической культуры и коммуникативой компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
  • формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
  • формирование основы культуры межэтнического общения;
  • формирование отношения к семье как к основе российского общества.

У обучающихся формируются представления о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве). 
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть программы и проекты, направленные на обеспечение межпоколенческого диалога, на развитие социального партнерства, на предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности при использовании Интернета (например, при обучении работе с информацией в рамках деятельности кружков информатики, в рамках проведения тематических классных часов, деятельности школьных дискуссионных клубов, школы юного педагога, юного социолога, юного психолога).

Формы занятий: учебные занятия, конкурсы, ролевые игры, деловые игры, социальные проекты, круглые столы, дебаты.

 

  • Культуротворческое и эстетическое воспитание

 

Система художественно-эстетического воспитания школьников реализуется в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом как на уроках, так и во внеучебное время. Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьников.

 

Основными задачами данного направления являются:

  • воспитание способности восприятия и понимания прекрасного в действительности и в искусстве;
  • развитие эстетических взглядов и чувств, потребности и способности создавать прекрасное;
  • формирование эстетического отношения к жизни;
  • развитие творческих способностей, творческой инициативы и активности.

Внеучебная деятельность – это не только внутришкольная жизнь, но и деятельность классных коллективов. Развитие творческих способностей, эстетических взглядов и потребности создавать прекрасное осуществляется классными руководителями через систему разнообразных мероприятий.
Учебный процесс закладывает основы понимания красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Творческая деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы. Во внеурочное время, на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности; духовное обогащение их личности; организация свободного времени; регулирование восприятия влияние средств массовой информации.
Особую роль в воспитании личности и эстетическом развитии играет художественная самодеятельность. Она является для детей одним из деятельностных способов отражения и познания мира, предоставляет условия для самовыражения и самоутверждения личности.
Для более полного удовлетворения своих индивидуальных интересов и потребностей, расширения и углубления художественного образования в школе используются программы внеурочной деятельности  «Хоровой класс», Программа вокального объединения «Созвездие», программа «Радуга талантов», реализуемые с целью создания условий для мотивации ребенка на достижения в различных сферах деятельности.
Используемые формы деятельности: урок, работа кружков и объединений от УДО на базе лицея, конкурсы рисунков, поделок, сочинений, выставки работ декоративно-прикладного искусства, конкурсные программы,  концерты для учителей и родителей, школьный фестиваль «Минута славы», посещение театров, музея ИЗО, встречи с писателями и художниками города Оренбурга

  • Правовое воспитание и культура безопасности

 

Одним из важных направлений воспитательной деятельности является формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в лицее , в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.

Основные задачи направления:

  • разработка и внедрение школьных программ воспитательно-профилактической направленности;
  • диагностика учащихся, процесса и условий их развития;
  • организация взаимодействия с заинтересованными городскими службами;
  • правовое воспитание учащихся;
  • социально-педагогическое и медико-психологическое сопровождение;
  • формирование (внедрение и развитие) профилактической системы школы.

В МОАУ «Лицей №7» реализуется программа  по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,  программа  работы с детьми группы  «риска», которые  направлены  на создание  необходимых условий для успешного обучения и воспитания учащихся, предупреждение правонарушений и отклоняющегося поведения учащихся, негативного семейного воспитания, пропаганду здорового образа жизни,профилактику наркомании в различных ее проявлениях (курение, употребление алкоголя, токсикомания, употребление наркотических препаратов).
Деятельность по реализации программы предполагает:
составление списков детей групп «риска»: (имеющих проблемное поведение, из неблагополучных семей, имеющих трудности в общении, подверженных стрессу)

  • организация социально-педагогического взаимодействия по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися групп «риска»: взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога, заместителя директора по ВР, директора школы, родителей);
  • проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушению, курению, употреблению алкоголя, наркотических и психотропных средств;
  • участие в  операции «Подросток»;
  • диагностика детей групп «риска»,  закрепление за ними наставников, включение их во внеурочную деятельность в соответствии с их склонностями и интересами;
  • организацию интересного и полезного каникулярного отдыха учащихся;
  • проведение тематических классных часов, бесед, мероприятий, родительских собраний, лекториев;
  • помощь в решении вопросов трудоустройства и занятости несовершеннолетних;
  • выявление и постановку на учет неблагополучных семей;
  • социальную защиту и помощь детям, оставшимся без попечения родителей или самовольно покинувшим свои семьи;
  • систематическую работу  психолога района  с детьми, имеющими проблемное поведение.

Возможные формы деятельности: беседы с учащимися, классные часы, тренинги, лекции, Совет Профилактики, общешкольные и классные мероприятия, посещения на дому, беседы с родителями, наблюдение КДН, встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних, с сотрудниками правоохранительных органов, ГИБДД

  • Формирование коммуникативной культуры

 

Включение в систему требований к результатам обучения знаний о средствах коммуникации и безопасности общения позволяет актуализировать задачи формирования у школьников коммуникативной культуры.
Основные задачи направления:

  • формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире;
  • формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
  •  формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

  • программы и проекты, направленные на развитие речевых способностей обучающихся, на формирование конструктивной коммуникации между ровесниками, на повышение риторической компетенции молодых граждан (например, в рамках деятельности школьных кружков и клубов юного филолога, юного ритора, школьных дискуссионных клубов для старшеклассников, использования технологии дебатов на межпредметном уровне и т.д.)
  • программы и проекты, направленные на развитие школьных средств массовой информации (выпуск тематических газет, сайты);
  • программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), связанных с проведением курсов, лекций и семинаров по проблемам коммуникативной компетенции обучающихся с привлечением специалистов (например, психологов, филологов и др.), проведение олимпиад, праздников родного и иностранных языков и т.д.

Формы деятельности: урок, общешкольные и классные мероприятия, конкурсные программы, митинги, классные часы, встречи с интересными людьми, научно-практические конференции, «круглые столы», «дебаты».

 

 

e-mail: 27@orenschool.ru ©Лицей7